coalajane

За мечтой, на северА - В Хибины за минералами

Этот август выдался хорошим ). Вернувшись в конце июля из Исландии, я уже через неделю грузилась в маленький самолетик и летела в Апатиты. Я возвращалась в Кировск, на Кольский ). Ох, чувствую, что и этот раз — не последний! )

Идея съездить в геотур родилась после того, как на меня прыгнула реклама в фейсбуке. А потом оказалось, что геотур в Хибинах организуют знакомые нашей горнолыжной инструкторши, у которой мы тренировались в мае в том же Кировске ). Вообще мысль лично самой пособирать минералы была у меня с тех самых пор, как я заинтересовалась этой темой. Ну и вот подошло время осуществить мечту. И что приятно — в таком красивом месте — в Хибинах.

Первый раз я летела таким крохой ). Было страшновато. Но все хорошо - долетели. Апатиты ближе к Кировску, чем Мурманск, так что теперь только так. Правда, если на горнолыжку, надо заранее договариваться с авиакомпанией о негабарите. Самолет, кстати, не разрешили фоткать, но я успела )).
Привет, Кировск! Привет, Большой Вудъявр! )
Трасса Бигвуда летом и зимой )). Немного с разных точек ).

Вообще предлагаемая программа тура уникальна, как и сам тур. Никто в России подобное не предлагает, только ребята под названием «Норд Стоун» (помимо поиска минералов еще куча программ). Во-первых, сам поиск минералов. Ну поиск — условно, конечно, потому что, как минимум, тебя отведут на место и тыкнут пальчиком, где рыть )). Но то, что ты сам можешь найти красивый ценный для коллекционера кусочек — да, чистая правда. И ты можешь все найденное забрать с собой. Люди увозили, по рассказам, по 150 кг ). Во-вторых, сама организация. Жилье — гостиница или хостел, выходы однодневные, таким образом, в тур может сходить и стар, и млад. Наша группа была весьма разносторонней — от 7 до 74 лет ). В-третьих, грамотный гид. Наш гид — Григорий Ильин, геолог, увлеченный историей своего края, рассказывал нам столько всего интересного, что никакая экскурсия в музей не сравнится с такими походами. Да, музей, конечно, но под открытым небом и с шикарными прогулками на природе! )

Организация тура вообще поразила в самое сердце — жилье, еда «от и до», включая ланчи на дневные выходы, сами походы, транспорт — вообще ни одной накладки! Браво, ребята! Есть, есть у нас в России энтузиасты и люди, любящие свое дело! И греет это душу неимоверно!

Первый день был знакомством с геологией и тундрами Хибин. Ходили недалеко, забирались на высокую горку, собирали немного минералов. По факту я минералы, собранные в 1 день, оставила в Кировске, потому что образцы, найденные потом затмили эти, найденные в 1 день.
В ущелье Голубых озер.

День второй.

Наш транспорт. Что-то по типу вахтовки, только такая машина может преодолеть те каменистые ухабы, по которым мы ехали ). Это, конечно, было что-то с чем-то ). Таких кочек под моей пятой точкой до этого не бывало ).
По дороге остановились у памятного камня, установленного на месте, где стояла научная станция Тиетта. С нее начиналось геологическое освоение Хибин (ну почти). Ее основателем был Ферсман.
Обогнули озеро Малый Вудъявр (за моей спиной) и прибыли на место! Какая же красота! Правее - гора Тахтарвумчорр.
А это Черный цирк Тахтарвумчорра. Зрелище, конечно, впечатляющее.
Залезли к снежникам. Снег розовый, из-за водорослей. Вроде должен пахнуть арбузом. Но не пахнет ).
Пещера, сделанная геологами. В пещере мы нашли хибинский содалит. Вот кто б знал, что содалит бывает серенький, невзрачный, а при свете ультрафиолета дает голубой цвет!
"За углом" давали молибденит. Наш гид, Гриша, сбегал, сказал - "есть", мы полезли за ним. Ну как полезли? Я почти на карачках ).Там сыпуха знатная. Я: "и где молибденит, я вас спрашиваю?" Ржавые старые орудия труда геологов в наличии.
На мху очень приятно отдыхать! ) Но сейчас встанем, отпустим тех, кто устал (пенсионеров и детей) и двинем к подножию цирка за тингуаитом.
Оппа! Тингуаит оказался под боком! Наколотые крошки лежали рядом. Увидала их наша коллега ). А сам жирный нарост на глыбе - вот он, тингуаит! И не надо было идти к подножию цирка! Очевидно, эту глыбу когда-то снес ледник, и она нас дождалась ). В нашей группе был коллега - Владимир Иванович, он был подготовлен - серьезный инструмент привез с собой, который позволил ему долбить любые каменюки ). Хотя в некоторых случаях лучше бы иметь отбойный молоток ). В общем, Владимир Иванович и обеспечил всю группу коллекционным тингуаитом ).
Тингуаит. Практически эндемик Хибин. Месторождений всего два в мире, здесь и в Бразилии. Но только в Хибинах встречается черепаховый тингуаит. Еще он бывает полосчатый и дактилоскопический. Мы нашли всех видов! Конкретно в моем куске - все три вида. Такого тингуаита рынок не видел с 80-х годов прошлого века. В полированном виде он очень красив (дальше можно будет в этом убедиться).
Одна из моих находок второго дня - обломок кристалла эвдиалита на эгирине. Да, пусть обломок, но зато какой жирный! ) Найти эвдиалит в кристалле - удача, чаще попадается в породе.

Были и еще сюрпризы во втором дне ). Девочки, похоже, нашли маленькую жилку (а, может, и немаленькую) флюорита хибинского. Мне дали парочку в коллекцию. Гриша, наш гид, был в шоке ).

День третий.

Транспорт ФОК "Апатиты".

На этой машине мы ехали ровно пять минут ). Но таковы правила действующего рудника ФОК «Апатиты» — пускают по паспорту и никаких посторонних на территории. Иными, словами, не разбредаться!

Приехали к ущелью Гакмана. Пока ущелье не принадежит ФОК "Апатиты", но разработку они там скоро начнут, потому что нашли ответвление апатитовой жилы. И для туристов это место станет закрытым. Но а мы пока пользуемся возможностью.

В ущелье Гакмана произошла трагичная история. Здесь был выстроен в 30-х годах XX века горняцкий поселок, но перед самой войной сошла лавина, снесла все дома, убила много людей. Развалины домов в ущелье стоят до сих пор.

Идем вдоль ручья к горе Юкспор. По дороге встречаются медвежьи "следы". Мишки тут питаются, похоже, одними ягодами )).
Краснокнижный лапландский мак.
За юкспоритом! ) Тут я карабкаюсь, сняв рюкзак и отложив молоток, чтобы принять нормальное положение для фото у жилы ). Но за моей спиной можно увидеть хорошую такую стенку с сыпухой, которую мы преодолевали. Ух! Это было ух! )
У юкспоритовой жилы. Вот то розовое пятно у моих ног слева - это и есть выход юкспорита. Жилу два года назад нашел наш гид Гриша. С тех пор жилу подразобрали, но нам еще кое-чего оставили. Минерал очень интересный - розового цвета, волокнистый.
Это уже на другой горе ), с другой стороны ущелья ). Полезли искать натролит и астрофиллит, ни черта не нашли ). Зато знатно по каменюкам наскакались )).
Ловчорритовый рудник. Видно ж/д колею, по которой сновали вагонетки с рудой. Старые вагонетки и многочисленные детали от них валяются тут же.
Ну да, ловчоррит - радиоктивный минерал. Старый рудник фонит. Мы собирали образцы и гид Гриша предупредил нас никоим образом не колоть кусочки!

День четвертый.

Сегодня день-лайт. Никуда не карабкаемся, пасемся на отвалах. А отвалы - самое богатейшее разнообразие минералов! Набиваем рюкзаки!
Поехала нифелин-апатитовая руда на переработку!
Нашли тут красоту! )

Ниже на видео образец, который я нашла. Содержит в себе 8 минералов кряду: эвдиалит, лампрофиллит, эгирин, полевой шпат, титанит, лабановит, ильменит, нифелин. Как говорится, задачу выполнила одним махом ).

Вторая половина дня - экскурсия с нашим гидом в музей ФОК "Апатиты". Слушаем про освоение Хибин. Советский период. Конечно, люди, начавшие здесь геологические изыскания - абсолютные герои!

Современная переработка нифелин-апатитовой руды, один из этапов. Масштабы поражают! Впрочем, там еще на этапе добыче есть, от чего присвистнуть.
Съездила в Апатиты, в сувенирный магазин. Вот и тингуаит в полированном виде. Столик такой, по слухам, стоит порядка миллиона.

День пятый.

Один из самых интересных дней! Ездили в Ревду, были на двух рудниках.

Это действующий рудник "Карнасурт". Это вам не ФОК "Апатиты". Никакого паспортного контроля, просто посчитали по головам и пропустили внутрь.
Здесь добывают лопаритовую руду. Это единственный рудник в России, где добывается сырье для производства редкоземельных металлов.
Жизнь тут застыла в 50-х годах прошлого века. И условия работы тоже. Зарплаты мизерные.
В столовой рудника "Карнасурт". Обед для туристов обошелся на 25-30% дороже. Рабочие питаются по талонам.

В этот же день мы съездили на отвалы Умбозерского рудника. Рудник закрыт.

Но люди есть - сторож с собакой ).
Мимо старой техники.
Мозаики бывшей столовой рудника.
И стена напротив.
Картинка местного апокалипсиса.
И вот огромная удача! Кому улыбнулась? Мне улыбнулась! Найден приличный кусок коллекционного уссингита! Минералы искать, это как грибы искать - ходишь, ходишь, только под ноги смотреть успевай! Лежал на поверхности! Как увидала, как сердце мое забилось радостно! ) До этого лишь мелкие осколки находили ). На обратном пути еще немного покопали, но таких крупных не увидели! Правда, самый крупный кусман (но не такой чистый и яркий) нашел наш Владимир Иванович ). Но мне мой кусочек милее ).
Вокруг красота - Умбозеро раскинулось.
Во добыча! Тут, кстати, есть кусочек с мурманитом, подаренный мне Владимиром Ивановичем. Он очень хорошо поработал и отколол от глыбы совершенно обалденый, жирный коллекционный кристалл мурманита на породе. Блеск!
О, сколько уссингита насобирала! )
Зашибенский день был!

Окончание воспоследует.

promo coalajane april 20, 2013 22:00 19
К барочному жемчугу (или жемчугу барокко) относится весь жемчуг «неправильной», то есть не круглой формы. Грушевидные и каплевидные, эллипсоидальная, овальная, форма пуговицы или таблетки — все эти формы свойственны барочным жемчужинам. Стиль «барокко» вызывает…